Вторник
17.10.2017
23:21
Приветствую Вас Гость
RSS

Мармеладная страна, ароматные просторы!

Шоколадная стена окружает город.

Мармеладные дома, из конфет дорожки.

Радостная детвора всюду ходит с ложкой!

Здесь пломбирные луга, здесь играют дети.

«Мармеландия» - страна, лучшая на свете!

Добро пожаловать на сайт
МДОУ  Детский сад № 64 "Мармеландия"
Главная РегистрацияВход
Семья глазами ребенка: интерпретация детских рисунков »
Меню сайта

Наш опрос
Оцените нашу деятельность
Всего ответов: 20

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Семья глазами ребенка: интерпретация детских рисунков
 
Детская душа - тайна, которую надо уметь разгадывать. То, что скрыто за семью печатями детских обид и невысказанных эмоций, в рисунке раскрывается в полном объеме и откровенно заявляет о себе! Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен. Детский рисунок чаще всего наглядно демонстрирует сферу интересов самого маленького художника.
Хотите заглянуть в душу ребёнка? Как только у ребёнка появится желание порисовать, то попробуйте предложить ему тему «Моя семья», предложите лист бумаги формата А4, простой карандаш и набор цветных карандашей. Важно не спешить подсказывать и уточнять, кого и как он должен изобразить, предоставьте маленькому художнику полную свободу. А вы тем временем понаблюдайте за процессом рисования.
Приоткрыть дверь в таинственный внутренний мир ребёнка и узнать о том, как он воспринимает взаимоотношения в семье и свою роль в ней, поможет нам следующая интерпретация:
  • Расположение рисунка на листе и контуры линий. Уверенные в себе дети располагают рисунок, как правило, на всём пространстве листа, а не на какой-то его части, как это могут делать нерешительные дети. Они рисуют чёткие линии, нисколько не сомневаясь в своих действиях. Агрессивность проявляется в излишне сильном надавливании грифеля, который может прорвать лист, мягкость - в извилистых, плавных линиях, твёрдость - в прямых линиях и чётких углах. Важно обратить внимание на то, как ребёнок раскрашивает рисунок. Если карандаш выходит за пределы контура, значит, малыш свободолюбив и независим. Если же раскрашивание выполнено канцелярски аккуратно и до контура осталась белая полоса - это признак неуверенности и беззащитности, сигнализирующий о том, что ребёнок нуждается в родительской поддержке. Следующее на что необходимо обратить пристальное внимание, в какой последовательности ребёнок нарисовал членов семьи.
  • Последовательность рисования членов семьи. Если он первым изобразил себя, то не спешите с выводами... Это не всегда означает, что он эгоцентрик, ребёнок просто рисует свой микромир, в нём он -главный герой. Другое дело, если он нарисовал себя одного. Возможно, в этом случае он и есть маленький эгоист, привыкший к всеобщей заботе, но может быть и иначе: он одинок и не чувствует себя частью единого целого под названием «семья». Когда его совсем нет на рисунке, то это тревожный сигнал. Скорее всего, отношения внутри семьи далеки от идеала и тягосты ребёнку. Если ребёнок изобразил себя отдельно либо спиной к другим членам семьи -скорее всего, ребёнок страдает от дефицита любви и внимания. Затем ребёнок рисует, как правило, того члена семьи, кого считает самым значимым. Последними на бумаге обычно появляются хвостатые друзья - кошка или собака.А если юный художник «забыл» нарисовать кого-то из близких, стало быть, этот «кто-то» ребёнку неприятен, возможно, за какое-нибудь наказание. Как по рисунку ребёнка можно определить кто в семье главный? Это довольно легко. Необходимо внимательно всмотреться на величину и расположение каждого члена семьи.
  • Семейная иерархия. Вообще размеры фигур на рисунке содержат много важной информации. Первая и самая интересная информация - кто же в семье главный. Понять и увидеть это поможет нам размер каждой фигуры. По величине и расположению обьектов на рисунке можно судить о том, как ребёнок воспринимает взаимоотношения членов семьи и как он относится к близким людям. Иерархические отношения передаются на рисунке, как правило, в соответствии с общекультурной нормой: доминирующая фигура возвышается над остальными. Этот член семьи «выше» других не только по росту, но и по социальному статусу и, с точки зрения малыша, является главным. Им может быть как папа, так и мама. Если папа слишком велик (или мал) по сравнению с мамой и соотношения их тел чрезмерно нарушены, то, возможно, существуют проблемы в отношениях родителей. Позитивным признаком является изображение родителей в одном стиле с сохранением пропорций их фигур. Если ребёнок мнит себя "пупом земли", ему может даже не хватить листа для изображения себя, любимого. Напротив, отверженные, одинокие дети рисуют себя крошечными человечками, подчеркивая свою незначительность и ненужность. И то и другое - результат порочного воспитания. При адекватной самооценке юный художник изображает собственную персону одинакового роста с мамой и папой или чуть ниже родителей.
  • Структура семьи. Особое внимание уделяется анализу структуры рисунка семьи. Необходимо сравнить ее реальный состав с тем, который изображен ребенком на бумаге. Дети живут сиюминутными переживаниями. И часто эмоциональные отношения с кем-то из близких (недавняя ссора, обида) могут внести свои коррективы в рисунок. В этом случае ребёнок может даже «забыть» кого-то . К примеру, если ребёнок не рисует отца, который уделяет ему мало внимания и бывает груб. А его отсутствие на рисунке объясняет тем, что «папа уехал в командировку». Если же ребёнок не нарисовал свою младшую сестренку , объяснив ее отсутствие тем, что малышка «спит в другой комнате». Это говорит о том, что ребёнок не может примириться с тем, что мама из-за сестры не уделяет ей столько же внимания, как прежде. Имеют место и обратные ситуации, когда ребенок изображает на рисунке реально не существующих членов семьи. Подобные «коррективы» в состав семьи вносят дети, неудовлетворенные своим эмоциональным положением. Им требуется больше доброжелательного внимания от взрослых и игр «на равных», а лучше – развлечений в компании других таких же детей.
  • Эмоциональная характеристика. Рисуя родных, ребёнок, как правило, чётко определяет место каждого и наделяет всех членов семьи чертами, присущими только им. Если он нарисовал дополнительные детали (украшения, игрушки), то это признак любви и особого расположения к этому человеку. Чтобы оценить эмоциональный климат семьи, стоит обратить внимание, насколько близко нарисованы люди на групповом портрете. Чем дальше фигуры находятся друг от друга, тем больше их эмоциональная разобщенность, отражающая, как правило, конфликтную ситуацию в семье. Если дети это сильно ощущают и глубоко переживают, они включают в свободное пространство листа изображение посторонних предметов. Так, ребенок, растущий в эмоционально неблагополучной обстановке, рисует между родными неизвестных людей, собак или цветы. Степень своей привязанности ребёнок показывает близостью собственного изображения к родителю: чем дальше ребенок находится от мамы или папы, тем меньше его привязанность, и наоборот - чем ближе, тем счастливее юный художник. Если дети помещают себя в центре, между мамой и папой, это значит, что они ощущают себя необходимыми и важными членами семьи. Изображение себя после братьев и сестер, подальше от родителей, - тревожный знак, свидетельствующий о том, что ребенок переживает душевный дискомфорт, думая, что он никому не нужен. Важную роль при анализе детского рисунка играет и то, чем заняты члены семьи. Если они объединены каким-то общим делом, чаще всего это свидетельствует о благоприятном семейном климате.
  • Цветовое решение. Дети очень рано начинают «чувствовать» цвет и подбирать его по своему настроению и мироощущению. Выбор цвета отражает психологические качества ребёнка и состояние его здоровья. Количество используемых цветов можно рассматривать с нескольких позиций. В первую очередь, это характеристика уровня развития эмоциональной сферы в целом. Обычно дети используют 5-6 цветов. В этом случае можно говорить о нормальном среднем уровне эмоционального развития. Более широкая палитра цвета предполагает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Если ребенок старше 3-4 лет рисует 1-2 цветными карандашами, это, скорее всего, указывает на его негативное состояние в данный момент: тревога (синий), агрессия (красный), депрессия (черный). Использование только простого карандаша (при наличии выбора) иногда трактуют как «отсутствие» цвета, таким образом ребенок «сообщает» о том, что в его жизни не хватает ярких красок, положительных эмоций. Наиболее эмоционально значимые фигуры выделяют большим количеством цветов. А открыто не принимаемых персонажей обычно рисуют черным или темно-коричневым цветом. Непоседливые дети выбирают обычно тёплые и горячие цвета (розовый, оранжевый, красный), спокойные и мечтательные - холодные тона (голубой, синий, бледно-жёлтый), нерешительные - блёклые тона, не привлекающие лишнего внимания к рисунку.
Нарушение семейных контактов, их недостаточность или конфликтность - один из наиболее распространённых источников психологического неблагополучия детей, невротизации и отклонений в личностном развитии, что часто проявляется в рисунке следующим образом: - подчёркнуто небрежное изображение всех членов семьи или некоторых из них; - взаимная удалённость или разделённость фигур какими-либо перегородками; - отсутствие кого-либо из членов семьи; - изображение фигур со спины или отвёрнутыми друг от друга; - наличие штриховки, штриховых или множественных линий, стираний, исправлений; - большое количество мебели, вещей; - чётко нарисованные части лица и тела: зубы, кулаки, поднятая крупная ладонь, острые ногти, а также оружие в руках.
Цвета могут передавать также определенные свойства характера и состояние.
Необходимо помнить и о том, что каждый из цветов имеет собственное символическое значение:
 
темно-синий – концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ;
зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности;
красный – сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость;
желтый – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;
фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);
коричневый – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательные эмоции;
черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;
серый – «отсутствие» цвета, безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.
  • Отдельные части тела. Изучая детские рисунки необходимо уделить внимание на отдельные части тела, как они нарисованы, как закрашены и какое имеют количество. Информация, которая содержиться в каждой части тела, может нам сказать о личностном и психоэмоциональном состоянии ребёнка.

Голова. Большую информацию несет прорисовка головы. Если лицо прорисовано гораздо тщательнее других частей тела, хозяин такой головы - фигура значительная в жизни ребенка. Если маленький творец пропускает на портрете родственника части лица или вообще изображает только овал, на котором нет ни глаз, ни носа, ни рта, значит, он протестует против "безликой" личности - источника его негативных эмоций. Если таким образом рисуется собственное лицо - ребенок чувствует отчужденность в семье и нарушение общения со многими людьми. Когда у бабушки нарисованы только глаза, юный художник "уведомляет" вас, что она постоянно и неотступно следит за ним. Может быть и такое, что уши дедушки станут напоминать Чебурашкины - это сигнал того, что всеслышащий дед создает проблемы в жизни маленького человека. Хозяин единственного на лице рта, скорее всего, подавляет ребенка своими бесконечными нотациями.

Шея. Шея - это символ контроля разума над телесными побуждениями. Отсутствие шеи говорит о том, что у ребёнка наблюдаются трудности в контроле разума над поведением. Например, в поведении ребёнка может наблюдаться высокая подвижность, а временами расторможенность и импульсивность.

Рука. Руки - важная содержательная часть рисунка. Самые длинные руки или руки, поднятые вверх, наблюдаются у агрессивного члена семьи, который, возможно, пугает ребенка. Когда он пририсовывает себе длинные руки, это свидетельствует о его желании быть агрессивным. Ребенок, изображенный на рисунке без рук, - тревожный сигнал собственного бессилия и бесправия в семье.

Рот. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность, в сочетании с прорисовкой губ - как чувственность. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный, трактуется как легкость в возникновении опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами - бербальная агрессия, в большинстве случаев - защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на осуждение и порицание).

Глаза. Особое значение стоит придать глазам. Глаза с резкой прорисовкой радужки -это символ присущего человеку страха. Ресницы - символ демонстративного поведения, а так же заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться.

Ноги. Если ноги по отношению к земле расположены на одном уровне и по размеру основательны по отношению к фигуре, то можно предположить, что в ребёнке преобладают следующие черты, такие как, обдуманность, рациональность в принятии решений. А если же ноги до земли не дотягиваются, "парят в воздухе", то характер у такого ребёнка легкомысленный, импульсивный.

Уши. Уши - заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Если на рисунке у ребёнка преобладают огромные уши, это говорит о том, что он эмоционально реагирует на оценку окружающих о себе, ему важна любая информация о его личности.

Яркий мазок на рисунке, бросающийся в глаза, как правило, выделяет того члена семьи, к кому ребенок наиболее привязан. Мамы обычно одеты в наряды, а их волосы (нередко синие, красные, желтые) - яркие-преяркие! Когда детям в семье эмоционально комфортно и хорошо, они "наряжают" и себя в костюмы теплых, насыщенных цветов. Холодные тона чаще всего свидетельствуют о конфликтных отношениях между ребенком и тем, кого он "одевает" в темный, неуютный цвет.
Если всё таки рисунок вызвал у вас беспокойство, не расстраивайтесь. Возможно, ребёнок отобразил в нём сиюминутное настроение, на которое влияет множество факторов: ссора с братом или сестрой, наказание за проступок, страшный фрагмент из фильма и т.д. Обсудите с автором рисунка все насторожившие вас моменты, избегая высмеивания и навязывания своего мнения. Спустя какое-то время попросите его ещё раз нарисовать его семью. И если результат повторился, следует обратиться за консультацией к профессиональному психологу.
Конечно, хороших рисунков гораздо больше, чем тех, которые "кричат" о бедах маленького человека. И все же симптомы душевной болезни важно знать каждому взрослому, чтобы не упустить главного в тонком процессе воспитания личности.
Рисуйте, творите вместе с ребёнком , переживайте его проблемы и будьте внимательны: не всегда то, что является тайным страданием, лежит на поверхности. Заглянув внутрь и поняв проблему, легче ее преодолеть. Поэтому, вооружившись знаниями, познавайте многогранный внутренний мир ребёнка.
...

Наш Учредитель

Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Поиск по сайту

Архив записей